Замечательную книгу написал Михаил Михайлович Козаков.
К чему я о ней здесь, в эскизе к портрету актрисы? Эскизе,
потому
что дебютанты портретами не удостаиваются — по рангу не положено. Можно
написать
эскиз, набросок, предуведомление, предсказание. Что-то из расхожих
серий
«новые имена», «будем знакомы» и проч. Задача — не перехвалить. А лучше
—
вообще не хвалить. И я собираю в кулак чувство меры...
Так при чем здесь книга Козакова?
А вот при чем: помимо пищи уму» эстетическому чувству и
алчному
любопытству она изрядно подкармливает интеллект. Сознаваться в этом
грустно.
Грустно, читая книги Юрского или Козакова, думать — зачем нужны критики,
если
так пишут актеры? Утешает только, что пока еще не все актеры...
Так вот, именно в книге Козакова я вычитал цитату,
повторяемую то
ли рефреном, то ли заговором. Из Блока: «Все, что человек хочет,
непременно сбудется.
А если не сбудется, то и желания не было. А если сбудется не то,
разочарование
только кажущееся, сбылось именно то». — «Что бы это значило?
Обдумаем...» —
предложил Козаков. «Обдумаем», — согласился я.
Обдумывание — процесс долгий, иногда — пожизненный. И
осталась бы
для меня эта мысль Блока не более (но и не менее) чем самоутешением «на
черный
день», вынужденной данью фатализму... Но вот — упрек за недоверие
классику? —
познакомился с судьбой актрисы. И если бы судьбе, как роману, полагался
эпиграф, — быть ему из Блока. Тем самым, что процитирован в книге
Козакова.
Впрочем, какая «судьба», какая «актриса», если речь идет
всего лишь
о выпускнице, вернее, де-юре, даже еще студентке экспериментального V курса режиссерского факультета
ГИТИСа (мастерская Андрея Александровича Гончарова). Хотя,
согласитесь,
понятие «актриса» не определяется наличием на руках диплома, выданного
театральным учебным заведением. Актерское творчество — явление столь
загадочное, что, кажется, никаким законам не подчиняется. Но если нет законов, то, может быть,
есть хотя бы закономерности? Или
все-таки решает — удача, и «...если сбудется не то...» — так и надо?
Вся эта долгая преамбула написана мною, в сущности, от
бессилия
перед лицом судьбы, столь откровенно использующей и меня лично своим
орудием. И
я даже написал бы, что сдаюсь ей с удовольствием, поскольку «таланту
надо
помогать, бездарности пробьются сами». А Наталья Силантьева, видимо,
талант.
Но я не напишу этого, потому как— чувство меры держит в узде.
Я просто расскажу о судьбе.
Но сначала — о роли, к этой судьбе привлекшей.
Помню один из первых показов дипломного спектакля по
«Недорослю»
Фонвизина — «Страстей по Митрофану». Заглавие было изменено не только
потому,
что нынче это в моде, но и чтобы как-то «оправдать» бесшабашную игру с
хрестоматийно
знакомым, до оскомины «классическим» произведением.
Под руководством Е. Арье студенты озорно и остроумно
куролесили с
залом, с текстом, со стереотипами прочтения пьесы, с собственными
персонажами.
Отбросив пиетет, они позволяли себе все: пропуск целых сцен и просто
чтение их
«по ролям» по книжке, вставки из писем самого Фонвизина, игру с
ремарками,
когда, к примеру, авторское указание «отходит» трактовалось как уход в
мир
иной... Герои равно не принадлежали ни XVIII,
ни какому другому веку, оборачиваясь некими вневременными
гротесковыми масками. И эта околофонвизинская чехарда так и осталась бы
лишь
«балаганом по Митрофану», если бы не постоянно прорывающаяся сквозь
трюкачество «истина страстей» при полном неправдоподобии чувств в до
реализма
иррациональных предлагаемых обстоятельствах. Истина страстей,
достигаемая
всего двумя-тремя персонажами, и среди них, и прежде всего— Простаковой
— Силантьевой.
Ее Простакова — совершенно реальная женщина, страшно
уставшая от
абсурдной круговерти окружающего ее мира и сама доходящая до абсурда в
своей
страсти к сыну, в неудачной попытке вырвать его из этого дьявольского
хоровода. Ее самодурство — скорее от бессилия, а не от всевластия, и,
падая в
финальный обморок, она «отходит» — то бишь трагически погибает.
Темперамент и заразительность Силантьевой в этой роли
сочетались с
отточенной актерской техникой, и я бы написал, что явление это
нечастое,
достойное многих красивых эпитетов, и я бы их щедро привел, написал бы
даже,
что увидел на студенческой еще сцене уже «прирожденную» актрису. Но не
напишу.
Зная чувство меры.
Увидев такую работу, я самонадеянно вычислил биографию
некой
героини «Светлого пути» в творчество. Но стереотип рухнул.
У Силантьевой оказалась не биография, а судьба.
Судите сами.
Она из Ульяновска. Не помышляла об актерстве. Поступила на
вечернее
отделение юридического факультета. Но... Получив диплом, ни дня не
проработав
по специальности, устроилась на должность методиста в кинотеатре.
Зачем? Случайно
в местное управление кинофикации приходит разнарядка на киноведческий
факультет ВГИКа, и предлагают поступать ей. Почему? С первого захода не
поступила. Со второго — набрала нужное количество баллов, но...
зачислили
кого-то другого. Дома сообщила, что принята, уволилась, переехала в
Москву, «в
никуда». С какой стати? Потом где-то, чуть ли не в Госкино, доказала
свое право
учиться. Для чего? В конце первого курса увидела репетиции дипломных
работ.
актерского факультета, их убогость ее поразила, и она... Пошла
поступать на
актерский. Но... Провалилась всюду, кроме Щукинского. Сдала документы,
чернилами
залив в паспорте дату рождения. Но на «перетуре» ее даже не стали
слушать...
Оставался ЛГИТМиК. там не прошла даже предварительную консультацию, но: в
коридор, где стояла оглушенная безнадежностью абитуриентка, выбежала
дама из
комиссии и сказала: «Они ничего не понимают. Вас должна увидеть сама
Малеванная».
Что это — рука судьбы? Нет, рука — это блат, а тут — перст. Судьбы.
«В итоге меня приняли, и со дня поступления ни одной
четверки я не
получила. Единственное, чего мне жалко, это лет, потраченных впустую. А
может
быть, так и было нужно?» Что я могу ответить актрисе? Да и себе — на все
«зачем» и «почему»? Адресовать к словам Блока...
«Курс был замечательный, и это во многом благодаря Ларисе
Ивановне,
— она сама очень солнечный человек, я ей обязана всем. Боюсь, она мне
не
простила моего ухода — ну что же, она имела на это право». Ухода? Да,
судьба
снова делает' финт. Нет, здесь скажу нежнее, — пируэт. Наташа переехала
в
Москву, на курс Гончарова, отучившись уже два года. Ушла, когда в
ЛГИТМиКе для
нее были взяты две дипломные работы — «Месяц в деревне» и « Зойкина
квартира».
Ушла, потеряв год... Но ушла — вслед за любимым человеком, который
впоследствии стал ее мужем. А может быть, авантюрность свойственна ее
натуре?
Или та безоглядность страсти, что позволяет совершать поступки? А они
нужны в
искусстве. Аксиома.
В той «школе», которую приобрела Силантьева, учась
сначала в
ЛГИТМиКе с его академизмом, дисциплинированностью, требовательностью, а
потом
— в ГИТИСе с его вольницей, где блестящая плеяда педагогов (у
Силантьевой — А.
Гончаров, М. Захаров, В. Скорик, Е. Арье) — не учит, а предоставляет
возможность выучиться, обратиться из работника—в творца: «Здесь, если
человек
талантливый, если он сам захочет, — он станет профессионалом. А как
еще стать
художником? Не из-под палки же...» — скажет Наташа, — соединилось все,
позволившее ее судьбе разыграть еще один блестящий шанс.
На II курсе
Гончаров пробует Силантьеву на роль Маруси в «Закате» Бабеля. Сколько
актрис
начинали репетировать, а сыграла она. И играет без дублеров по сей
день.
Играет всю противоречивость этой женщины, мягкой и отталкивающей,
безрассудной
и расчетливой, искренней и хитроумной, незащищенной и сильной,
продажной и
непорочной. При всем этом — . дьявольски привлекательной. Я бы мог
написать,
что эта роль — «высшего пилотажа». Но тогда станет очевидно, что и
актриса того
же ранга, если сразу завоевывает не только Менделя Крика, но и целый
зрительный зал. Впрочем, иначе эту роль играть невозможно. Ведь трагедия
Менделя Крика и в том. что остается невыясненным, действительно ли он
нашел
ту, ради которой можно забыть и детей, и родных, и годы, или жестоко
обманут
очаровательной вымогательницей. От этого зависит наше отношение к нему:
сочувствие
к Маттиасу Клаузену с Молдаванки или брезгливое осуждение одесского
Федора
Карамазова.
Я бы мог написать также, что эта двойственность Маруси —
женщины-мечты и дешевой шлюхи одновременно — потребовала от актрисы
филигранной техники. Но — не напишу. Соблюдая чувство меры. Одно могу
констатировать — мне показалось, что то ли героиня, то ли актриса
обладают
неким гипнотическим даром. Хотя Наташа утверждает, что просто
«премьеру
играла в беспамятстве».
И все же: «Самой дорогой для меня была работа в
«Недоросле», когда
каждый спектакль для нас был экспериментом, успех которого зависел до
сих пор
не понятно от чего».
Хорошо, что актерам что-то непонятно. Тогда вроде бы и
критики не
без надобности...
К сожалению—такова судьба дипломных работ, — спектакля
этого уже
нет. Но сохранена и играется на сцене филиала Театра имени Маяковского
другая
дипломная работа курса — «Наливные яблоки, или
Правда хорошо...», поставленная Гончаровым по пьесе
Островского.
Спектакль по стилю, по эстетике своей, казалось бы, противоречащий
«Страстям
по Митрофану», но — диалектика! — обнаруживающий вдруг немало сходных с
ним
черт. Из которых самая заветная — игривая и игровая подмена живых
людей—типажами. Среди которых лишь двум-трем актерам удается иметь
лицо, а не
маску. И среди них — нянька Филицата Силантьевой.
Юркая молодуха, все время на бегу что-то кому-то
обустраивающая,
внешне простодушная до детскости, но чертовски, до нахальности
хитроумная, со
смешной, кокетливо торчащей на голове косичкой, Филицата становится
центром
интриги как 17 центром смерча, закручивающего
вокруг себя все и всех. Она оказывается близка не столько действующим
лицам
самой комедии, сколько лицу, стоящему над ними,—человеку от театра,
придуманному и прозванному в спектакле Зазывалой. Они вместе порой
напрямую
общаются с залом. И здесь — куда деваться? — зал оказывается завоеван
вездесущей
нянькой. И реплика, бросаемая Зазывалой в финале I акта, — «Няньке
Филицате —
приз зрительских симпатий!» — вполне оправдана.
«Приз зрительских симпатий». Он отдается Силантьевой и в
«Страстях
по Митрофану», и в «Наливных яблоках», и в «Закате». Что дальше?
Дальше — потери и приобретения судьбы. Ведь Наташа еще
студентка V
курса ГИТИСа, хотя одновременно — актриса Театра имени Маяковского. Это
вместе
называется «актриса театра-студии при Театре имени Маяковского». Даже в
самом
этом статусе судьба ее выписывает свои фортеля. Словно судьба
Силантьевой —
тоже актриса. Нет, скорее режиссер. Или драматург. А Наташа живет в
предназначенных мизансценах предназначенной роли, исполняя ее со всей
полнотой
своего дара и со всей фанатичностью преданности театру. Живет, понимая
цену
каждой секунды, уносящей от нее роли: Джульетту уже не сыграть...
Живет,
продолжая тренаж, каждодневный, монотонный, чтобы быть готовой в любой
момент,
когда прозвучит для нее фраза помрежа — «Ваш выход». Живет с мудростью и
безоглядностью человека, нашедшего себя.
Так что можно надеяться: «Все, что человек хочет,
непременно
сбудется...» И дальше как написано у Блока. И процитировано в той
хорошей
книге, что написал Михаил Михайлович Козаков.
|