Пятница, 26.04.2024, 02:43
НАТАША МАНОР
Приветствую Вас Гость



Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » СМИ

И. ОВЧИННИКОВ. Я бы мог написать…
Замечательную книгу написал Михаил Михайлович Козаков.

К чему я о ней здесь, в эскизе к портрету актрисы? Эскизе, потому что дебютанты портре­тами не удостаиваются — по рангу не положено. Можно напи­сать эскиз, набросок, предуве­домление, предсказание. Что-то из расхожих серий «новые име­на», «будем знакомы» и проч. Задача — не перехвалить. А лучше — вообще не хвалить. И я собираю в кулак чувство меры...

Так при чем здесь книга Коза­кова?

А вот при чем: помимо пищи уму» эстетическому чувству и алчному любопытству она изрядно подкармливает интел­лект. Сознаваться в этом груст­но. Грустно, читая книги Юрского или Козакова, думать — зачем нужны критики, если так пишут актеры? Уте­шает только, что пока еще не все актеры...

Так вот, именно в книге Коза­кова я вычитал цитату, повторя­емую то ли рефреном, то ли заговором. Из Блока: «Все, что человек хочет, непременно сбу­дется. А если не сбудется, то и желания не было. А если сбу­дется не то, разочарование только кажущееся, сбылось именно то». — «Что бы это зна­чило? Обдумаем...» — предло­жил Козаков. «Обдумаем», — согласился я.

Обдумывание — процесс дол­гий, иногда — пожизненный. И осталась бы для меня эта мысль Блока не более (но и не менее) чем самоутешением «на черный день», вынужденной данью фатализму... Но вот — упрек за недоверие классику? — позна­комился с судьбой актрисы. И если бы судьбе, как роману, полагался эпиграф, — быть ему из Блока. Тем самым, что проци­тирован в книге Козакова.

Впрочем, какая «судьба», какая «актриса», если речь идет всего лишь о выпускнице, вер­нее, де-юре, даже еще сту­дентке экспериментального V курса режиссерского факуль­тета ГИТИСа (мастерская Анд­рея Александровича Гончаро­ва). Хотя, согласитесь, понятие «актриса» не определяется наличием на руках диплома, выданного театральным учеб­ным заведением. Актерское творчество — явление столь загадочное, что, кажется, ника­ким законам не подчиняется. Но если  нет законов, то,  может быть, есть хотя бы закономерно­сти? Или все-таки решает — удача, и «...если сбудется не то...» — так и надо?

Вся эта долгая преамбула написана мною, в сущности, от бессилия перед лицом судьбы, столь откровенно использующей и меня лично своим орудием. И я даже написал бы, что сдаюсь ей с удовольствием, поскольку «та­ланту надо помогать, бездарно­сти пробьются сами». А Наталья Силантьева, видимо, талант. Но я не напишу этого, потому как— чувство меры держит в узде.

Я просто расскажу о судьбе.

Но сначала — о роли, к этой судьбе привлекшей.

Помню один из первых пока­зов дипломного спектакля по «Недорослю» Фонвизина — «Страстей по Митрофану». Заглавие было изменено не только потому, что нынче это в моде, но и чтобы как-то «оправ­дать» бесшабашную игру с хре­стоматийно знакомым, до оско­мины «классическим» произве­дением.

Под руководством Е. Арье сту­денты озорно и остроумно куролесили с залом, с текстом, со стереотипами прочтения пьесы, с собственными персонажами. Отбросив пиетет, они позволяли себе все: пропуск целых сцен и просто чтение их «по ролям» по книжке, вставки из писем самого Фонвизина, игру с ремар­ками, когда, к примеру, автор­ское указание «отходит» трак­товалось как уход в мир иной... Герои равно не принадлежали ни XVIII, ни какому другому веку, оборачиваясь некими вневре­менными гротесковыми маска­ми. И эта околофонвизинская чехарда так и осталась бы лишь «балаганом по Митрофану», если бы не постоянно прорыва­ющаяся сквозь трюкачество «истина страстей» при полном неправдоподобии чувств в до реализма иррациональных пред­лагаемых обстоятельствах. Истина страстей, достигаемая всего двумя-тремя персонажа­ми, и среди них, и прежде всего— Простаковой — Сила­нтьевой.

Ее Простакова — совершенно реальная женщина, страшно уставшая от абсурдной круго­верти окружающего ее мира и сама доходящая до абсурда в своей страсти к сыну, в неудач­ной попытке вырвать его из этого дьявольского хоровода. Ее самодурство — скорее от бессилия, а не от всевластия, и, падая в финальный обморок, она «от­ходит» — то бишь трагически погибает.

Темперамент и заразитель­ность Силантьевой в этой роли сочетались с отточенной актер­ской техникой, и я бы написал, что явление это нечастое, достойное многих красивых эпи­тетов, и я бы их щедро привел, написал бы даже, что увидел на студенческой еще сцене уже «прирожденную» актрису. Но не напишу. Зная чувство меры.

Увидев такую работу, я само­надеянно вычислил биографию некой героини «Светлого пути» в творчество. Но стереотип рух­нул.

У Силантьевой оказалась не биография, а судьба.

Судите сами.

Она из Ульяновска. Не помышляла об актерстве. Поступила на вечернее отделе­ние юридического факультета. Но... Получив диплом, ни дня не проработав по специальности, устроилась на должность мето­диста в кинотеатре. Зачем? Слу­чайно в местное управление кинофикации приходит разна­рядка на киноведческий факультет ВГИКа, и предлагают поступать ей. Почему? С первого захода не поступила. Со вто­рого — набрала нужное количе­ство баллов, но... зачислили кого-то другого. Дома сообщила, что принята, уволилась, пере­ехала в Москву, «в никуда». С какой стати? Потом где-то, чуть ли не в Госкино, доказала свое право учиться. Для чего? В конце первого курса увидела репетиции дипломных работ. актерского факультета, их убо­гость ее поразила, и она... Пошла поступать на актерский. Но... Провалилась всюду, кроме Щукинского. Сдала документы, чернилами залив в паспорте дату рождения. Но на «перету­ре» ее даже не стали слушать... Оставался ЛГИТМиК. там не прошла даже предварительную консультацию, но: в коридор, где стояла оглушенная безна­дежностью абитуриентка, выбе­жала дама из комиссии и сказа­ла: «Они ничего не понимают. Вас должна увидеть сама Мале­ванная». Что это — рука судь­бы? Нет, рука — это блат, а тут — перст. Судьбы.

«В итоге меня приняли, и со дня поступления ни одной четверки я не получила. Един­ственное, чего мне жалко, это лет, потраченных впустую. А может быть, так и было нужно?» Что я могу ответить актрисе? Да и себе — на все «зачем» и «по­чему»? Адресовать к словам Блока...

«Курс был замечательный, и это во многом благодаря Ларисе Ивановне, — она сама очень солнечный человек, я ей обя­зана всем. Боюсь, она мне не простила моего ухода — ну что же, она имела на это право». Ухода? Да, судьба снова делает' финт. Нет, здесь скажу нежнее, — пируэт. Наташа пере­ехала в Москву, на курс Гонча­рова, отучившись уже два года. Ушла, когда в ЛГИТМиКе для нее были взяты две дипломные работы — «Месяц в деревне» и « Зойкина квартира». Ушла, потеряв год... Но ушла — вслед за любимым человеком, кото­рый впоследствии стал ее мужем. А может быть, авантюр­ность свойственна ее натуре? Или та безоглядность страсти, что позволяет совершать поступки? А они нужны в искус­стве. Аксиома.

В той «школе», которую при­обрела Силантьева, учась сна­чала в ЛГИТМиКе с его акаде­мизмом, дисциплинированно­стью, требовательностью, а потом — в ГИТИСе с его вольни­цей, где блестящая плеяда педагогов (у Силантьевой — А. Гончаров, М. Захаров, В. Скорик, Е. Арье) — не учит, а предо­ставляет возможность выучить­ся, обратиться из работника—в творца: «Здесь, если человек талантливый, если он сам захо­чет, — он станет профессиона­лом. А как еще стать художни­ком? Не из-под палки же...» — скажет Наташа, — соединилось все, позволившее ее судьбе разыграть еще один блестящий шанс.

На II курсе Гончаров пробует Силантьеву на роль Маруси в «Закате» Бабеля. Сколько актрис начинали репетировать, а сыграла она. И играет без дуб­леров по сей день. Играет всю противоречивость этой женщи­ны, мягкой и отталкивающей, безрассудной и расчетливой, искренней и хитроумной, неза­щищенной и сильной, продажной и непорочной. При всем этом — . дьявольски привлекательной. Я бы мог написать, что эта роль — «высшего пилотажа». Но тогда станет очевидно, что и актриса того же ранга, если сразу завое­вывает не только Менделя Крика, но и целый зрительный зал. Впрочем, иначе эту роль играть невозможно. Ведь трагедия Менделя Крика и в том. что остается невыясненным, дей­ствительно ли он нашел ту, ради которой можно забыть и детей, и родных, и годы, или жестоко обманут очаровательной вымо­гательницей. От этого зависит наше отношение к нему: сочув­ствие к Маттиасу Клаузену с Молдаванки или брезгливое осуждение одесского Федора Карамазова.

Я бы мог написать также, что эта двойственность Маруси — женщины-мечты и дешевой шлюхи одновременно — потре­бовала от актрисы филигранной техники. Но — не напишу. Соб­людая чувство меры. Одно могу констатировать — мне показа­лось, что то ли героиня, то ли актриса обладают неким гипно­тическим даром. Хотя Наташа утверждает, что просто «премь­еру играла в беспамятстве».

И все же: «Самой дорогой для меня была работа в «Недоро­сле», когда каждый спектакль для нас был экспериментом, успех которого зависел до сих пор не понятно от чего».

Хоро­шо, что актерам что-то непонят­но. Тогда вроде бы и критики не без надобности...

К сожалению—такова судьба дипломных работ, — спектакля этого уже нет. Но сохранена и играется на сцене филиала Театра имени Маяковского дру­гая дипломная работа курса — «Наливные яблоки, или

Правда хорошо...», поставленная Гонча­ровым по пьесе Островского. Спектакль по стилю, по эсте­тике своей, казалось бы, проти­воречащий «Страстям по Митро­фану», но — диалектика! — обнаруживающий вдруг немало сходных с ним черт. Из которых самая заветная — игривая и игровая подмена живых людей—типажами. Среди кото­рых лишь двум-трем актерам удается иметь лицо, а не маску. И среди них — нянька Филицата Силантьевой.

Юркая молодуха, все время на бегу что-то кому-то обустраива­ющая, внешне простодушная до детскости, но чертовски, до нахальности хитроумная, со смешной, кокетливо торчащей на голове косичкой, Филицата становится центром интриги как 17 центром    смерча, закручивающего вокруг себя все и всех. Она оказывается близка не столько действующим лицам самой комедии, сколько лицу, стоящему над ними,—человеку от театра, придуманному и проз­ванному в спектакле Зазыва­лой. Они вместе порой напря­мую общаются с залом. И здесь — куда деваться? — зал оказывается завоеван вездесу­щей нянькой. И реплика, бросае­мая Зазывалой в финале I акта, — «Няньке Филицате — приз зрительских симпатий!» — вполне оправдана.

«Приз зрительских симпатий». Он отдается Силантьевой и в «Страстях по Митрофану», и в «Наливных яблоках», и в «Зака­те». Что дальше?

Дальше — потери и приобре­тения судьбы. Ведь Наташа еще студентка V курса ГИТИСа, хотя одновременно — актриса Театра имени Маяковского. Это вместе называется «актриса театра-студии при Театре имени Маяковского». Даже в самом этом статусе судьба ее выписы­вает свои фортеля. Словно судьба Силантьевой — тоже актриса. Нет, скорее режиссер. Или драматург. А Наташа живет в предназначенных мизансценах предназначенной роли, испол­няя ее со всей полнотой своего дара и со всей фанатичностью преданности театру. Живет, понимая цену каждой секунды, уносящей от нее роли: Джуль­етту уже не сыграть... Живет, продолжая тренаж, каждодне­вный, монотонный, чтобы быть готовой в любой момент, когда прозвучит для нее фраза помрежа — «Ваш выход». Живет с мудростью и безогляд­ностью человека, нашедшего себя.

Так что можно надеяться: «Все, что человек хочет, непре­менно сбудется...» И дальше как написано у Блока. И процитиро­вано в той хорошей книге, что написал Михаил Михайлович Козаков.


Категория: СМИ | Добавил: calma (04.04.2011)
Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

English עברית

Форма входа

ПОМОГИТЕ САЙТУ

WebMoney
U244479229985
R499209090604
Z258483457949

Социальные сети

Категории раздела

СМИ [20]

Статистика

Облако тегов

Наташа Манор Биография Ирина Лицки Анжела Штейнгарт Янислав Левинзон Анастасия Михаэли Евгений Терлецкий Марк Галесник Ян Левинзон Виктор Сухоруков Якиш и Пупче Евгений Шаповалов Дорит Голендер Игорь Наймарк Николай Туберовский Андрей Кашкер Евгений Арье Анастасия Цветаева Васса Люси Дубинчик Юлия Тагиль Давид Зисельсон Эфрат Бен-Цур Полина Капшеева Андрей Дементьев Александр Сендерович Леонид Каневский Саша (Исраэль) Демидов Finita la commedia Добрый человек из Сезуана Деревушка Я - Дон Кихот Алексей Зимин Я угощаю Анна Березина Эммануил Виторган Натали Каневски-Натив Евгения Симонова Лена Крейндлин. Борис Салибов Лилиан Рут Михаил Машкауцан Игорь Лившиц Светлана Демидова Нета Шпигельман Даниэль Демидов мученик Jack Kuba Гешер Анна Резникова Шимон Перес Дан Манор Банга Игорь Миркурбанов Table-talk 1882 года Акунин Макбет-версия без слов Елена Котт Армен Джигарханян раб Онегин. Комментарии Женщины книги Бытия

Поиск

Опрос

Как или где вы узнали о Наташе Манор?
Всего ответов: 88

Поделиться:

Добавить сайт

free counters
Locations of Site Visitors
Copyright MyCorp © 2024 |