Железная милая женщина. Она выбежала из дома в
своем обычном жакете (так она одета, когда ведет дела и принимает посетителей).
В кармане - баночка с ядом... Репетиция " Вассы Железновой " в "Ангаре" только что закончилась, и
режиссер, актриса Наташа Манор, еще в костюме железной женщины, спешила посмотреть
в 'Ноге" спектакль мастера Кончаловского. Ей в театре интересно все.
"Я теперь по-настоящему глубоко поняла слова Анатолия Эфроса "Репетиция
- любовь моя" - признается моя собеседница.
Она пробовала себя в преподавании, посещает все мастер-классы
приезжающих к нам знаменитых режиссеров. Наташа много сделала и еще сделает
как актриса, но тяга к режиссуре уже явно нашла свое выражение, ручеек нашел русло.
"Васса" - режиссерский дебют Наташи Манор.
- Почему знаменитая
актриса становится режиссером? Откуда, дорогая Наташенька,пришла 'Васса Железнова'?
Почему была выбрана именно эта пьеса?
-Я училась в актерской группе на режиссерском факультете и режиссуре
всегда была не чужда. Режиссура меня всегда манила И искушала. В "Гешере"
была вторым режиссером на Тартюфе". Вероятно, я копила и накопила-таки большой
опыт. Если прибавить к нему мой огромный интерес, мою страсть к этой стороне театра,
получится моя отчаянная попытка вернуть на сцену великую горьковскую пьесу.
"Васса Железнова" - великая пьеса, и я счастлива, что получила
возможность дать людям это величие ощутить. Я давно знала: если начну ставить,
то прежде всего сделаю именно этот материал!
И вас не испугала та репутация, которую выстроили великому Горькому,
груз клише и проблем, связанных с ним, море перегибов и переоценок?
Вы правы, много народу потрудилось, чтобы вызвать недоверие и
скепсис по отношению к Горькому. Над пьесой будто растянули железный занавес.
Но пьеса все равно талантлива, и потомки это не пропустят мимо, если будет жив
мир и его театр, и где-то рядом с Шекспиром Горькому тоже найдется место. Я всегда
знала, что пьеса очень хороша, но сейчас, начав работу над ней, ощутила и оценила
тот юмор, ту ироничность горьковского взгляда на многие вещи, которые в пьесе,
несомненно, присутствуют. Время внесло свои коррективы, но яркость и образность
мысли драматурга, его умение проникнуть в суть вещей стали еще очевиднее. Так,
революционерка Рашель для советских людей была безоговорочно положительной, она
противостояла ретроградке Вассе, а сегодня эти коллизии читаются и трактуются иначе,
и позиции очень изменились.
Вы выступаете защитницей своей героини?
Разумеется! Она совершает преступление, но делает это во имя
семьи. Семья - вот ее Бог! Высшее, главное - дети. Про нее говорят: "За копейку
удавится!" И это правда. Деньги - это все, чем она может помочь детям. Иной
защиты в ее мире нет. Все преступные шаги оставляют зарубки на ее совести. Она совестливая.
Ее совесть не выдерживает испытаний, и тогда Васса гибнет. На нее свалилось столько,
что никому не под силу выдержать. И совершенно верно, что по ходу всех ее ужасных
и трагичных деяний я на ее стороне, я - ее адвокат!
Пьеса претерпела какие-то изменения?
Мы только убрали некоторые архаизмы, а суть осталась неизменной.
Это совершенно современная пьеса, среди написанных сегодня мне таких острых и актуальных
работ почти не попадалось. Да и природа человека не меняется, потому хорошая литература
живет, не зная срока давности.
Авторитет тех, кто ставил пьесу до вас, не давит?
Я, кажется, знаю все или почти все, что можно было посмотреть
из предыдущих постановок. И меня все это навело на мысль, что наша Васса должна
быть другой. Посмотрите - убедитесь!
Вот вы посмотрели Кончаловского - и какие ощущения?
- Он профессиональный
человек, мастер в своем театре. Он весьма уверен в себе. В этом есть и просчет,
и победа. Я ведь не могу быть до конца объективной - я играла в нашем, гешеровском,
спектакле Ольгу и воспринимаю немного и сквозь нее. ![](/b_24_01_2013_12_01_51_77069810.jpg)
-Я очень рада, что мы заговорили об этом спектакле - о
"Трех сестрах" в постановке Евгения Арье. Это был один из первых спектаклей,
увиденных мной в Израиле. Его дружно не оценили местные критики, а я всегда считала
его откровением и победой и люблю этих трех сестер, которых вы играли вместе с Женей
Додиной и Эффи Бен-Цур, нежной любовью.
Я тоже очень люблю этот спектакль. И я, мне кажется, верно нашла
свою Ольгу, старую деву с непогасшим сердцем, желающую счастья и любви. Там была
сцена, когда после пожара, после бессонной ночи и перенесенных тревог Ольга раздевается
и обливает себя водой. Это я придумала, и Арье согласился. Ольга стоит под сияющей
водой, и в этот момент она жива и полна надежд. И музыка Малера сияет, как живая
вода. Это была изумительная сцена! А Три сестры" в "Гешере" для меня
был и остается одним из самых любимых спектаклей.
Наташа, как сложился состав участников вашего спектакля?
Со мной играют потрясающая актриса Света Демидова, прекрасный
актер из театра "Идишпиль" Андрей Кашкер, понимающие, талантливые, очень
интересные Анжела Штейнгарт, Николай Туберовский, Юлия Тагиль, Давид Зисельсон,
Люси Дубинчик, Тамара Овсищер, Яэль Токер, Виталий Фукс, Даниэль Черныш. Сценограф
- Михаил Краменко. Музыку написал наш знаменитый Слава Ганелин.
Быть актрисой - значит, быть на виду. Вас терзали папарацци,
желтая пресса? О вас ходили легенды?
-Нет, я удачно всего этого избежала! Меня не обнаружили голой,
не отыскали на меня компромат, не вычислили моих любовников или внебрачных детей...
Был какой- то странный случай, когда по российскому телевидению показали сюжет про
незнакомую мне женщину, и там была моя фотография. Сюжет был какой-тот трагичный,
но ко мне не имел никакого отношения! Я все понимаю - пресса зависит от читателя,
журналистам надо делать свою работу, поднимать тираж издания. А правило такое:
не подставляйся! Сделай так, чтобы тебя не захватили в том виде, в каком тебе не
хочется показаться!
Вы всегда при макияже, в лучших своих нарядах, как и положено
актрисе?
Да нет, я всегда в чем-то удобном. В булочную с макияжем не хожу,
наряжаюсь только на концерт или когда иду туда, где надо быть нарядной.
В спортзал ходите ежедневно...
- Нет! Я неправильный
человек. Но я стремлюсь к совершенству.
-Кто из современников или людей прошлого вызывает ваше восхищение,
уважение?
Я восхищаюсь теми, кто сумел создать свои обстоятельства, свои
законы, и мир их принял и оценил. Например, Норштейн десятки лет занят одним фильмом,
и мир с уважением за ним наблюдает. Или римский император Диоклетиан - все бросил
и выращивал капусту. Уважаю!
Какое качество вы в себе более всего цените?
Я очень люблю учиться, - недаром училась в трех вузах! И получаю
от учения огромное удовольствие!
Напомним: "Васса Железнова", пьеса Максима Горького.
Режиссер, автор сценической редакции и исполнительница заглавной роли - Наташа
Манор. Театр "Гешер" снова играет по-русски!
|